RUS
ENG

ПОССАРТ Эрнст Генрих

09 ноября 2023
Предлагаем вашему вниманию программу Международной научной конференции «“Шекспир на все времена”: 400 лет Первому фолио Шекспира», которая будет проходить 9–10 ноября 2023 г. в Москве.
РГНФ
Московский гуманитарный университет
Система исправления ошибок
БД «Русский Шекспир»
Эрнст Генрих Поссарт
в роли Короля Лира
Эрнст Генрих Поссарт в роли Короля Лира

Эрнст Генрих Поссарт [Ernst von Possart; с 1891 — фон Поссарт, 11.05.1841, Берлин — 8.04.1921, Мюнхен] — немецкий актер, режиссер, руководитель театров.

Родился в Берлине в семье торговцев, его старший брат Феликс стал заметным художником, профессором. Поссарт, рано увлекшийся театром, начинал как актер-любитель, в 20 лет дебютировал на профессиональной сцене Урания-театра в Бреслау в роли Зигфрида фон Мëрнера в «Принце Гомбургском» Г. фон Клейста. Затем Поссарт переезжал в Берн, Гамбург, Мюнхен, везде добиваясь сценического успеха, в 1873 г. стал главным режиссером Мюнхенского придворного театра, через несколько лет получил пост директора Баварских королевских театров. Поссарт и позже возглавлял немецкие театры (напр., с 1901 г. — Театр принца-регента в Мюнхене). Писал он и пьесы («Франко-прусская война», 1871; и др.).

Но прославился Поссарт прежде всего как трагический актер. Его лучшие роли созданы в шекспировском репертуаре: Гамлет, Яго, Ричард III, Кориолан, Лир, Шейлок. Нередко для того, чтобы подчеркнуть свои актерские достоинства, Поссарт создавал собственные версии произведений У. Шекспира, например «Король Лир» (1875), «Венецианский купец» (1880). Блистал он и в ролях трагедий Ф. фон Шиллера (Франц Моор в «Разбойниках»), Г. Э. Лессинга (Натан в «Натане Мудром»), К. Гуцкова (Уриэль в «Уриэле Акосте»), драмах Г. Ибсена, Б. Бьернсона. Завершив карьеру в театре, с 1905 г. выступал на концертной сцене, где читал с музыкальным сопровождением произведения И.-В. Гëте, Дж. Байрона, закладывая основы художественного чтения. О трагическом даре Поссарта ходили легенды, говорили, что он мог заставить зрителей разрыдаться, слушая в его исполнении алфавит. Речь Поссарта была так отработана, что стала эталоном для немецких актеров.

Искусство Поссарта получило международное признание благодаря его гастролям в США, Нидерландах, был он и в России (с 1891 по 1900), вызвав живой интерес публики Санкт-Петербурга и Москвы.


Cоч.: Die Kunst des Sprechens. Berlin : E. S. Mittler & Sohn, 1907; Erlebtes und Erstrebtes : Erinnerungen aus meiner Bühnentätigkeit : 3 Aufl. Berlin : Mittler, 1916.

Лит.: Веселовский А. Поссарт в Москве // Хрестоматия по истории западного театра на рубеже XIX–XX столетий / Под. ред. А. А. Гвоздева. Л. ; М. : Искусство, 1939; Юрьев Ю. М. Записки : В 2 т. / Ред. и вступит. ст. Е. М. Кузнецова, подгот. текста Л. И. Гительмана ; примеч. Л. И. Гительман, А. А. Штейнман. Л. ; М. : Искусство, 1963; Jost C. Possart, Ernst Heinrich von // Neue Deutsche Biographie (NDB). Bd. 20. Berlin, 2001. S. 654–655; Nöther M. Als Bürger leben, als Halbgott sprechen. Melodram, Deklamation und Sprechgesang im wilhelminischen Reich. Köln ; Weimar : Böhlau Verlag, 2008.

Вл. А. Луков

Изображение: Folger Shakespeare Library


Библиограф. описание: Луков Вл. А. Поссарт Эрнст Генрих [Электронный ресурс] // Электронная энциклопедия «Мир Шекспира». URL: http://www.world-shake.ru/ru/Encyclopaedia/4430.html (архивировано в WebCite) [2013].


Назад