RUS
ENG

МЕСХИ Гела

08 марта 2017
27–30 июля 2017 г. в Гданьске (Польша) будет проходить IX конференция Европейской шекспировской исследовательской ассоциации «Шекспир и европейские театральные культуры: анализ/“раздробление” текста и сцены» (Shakespeare and European Theatrical Cultures : AnAtomizing Text and Stage). Наши друзья Мишель Ассай (Michelle Assay), Дэвид Фаннинг (David Fanning) и Кристофер Уилсон (Christopher Wilson) организуют семинар «Шекспир и музыка» (Shakespeare and Music).
РГНФ
Московский гуманитарный университет
Система исправления ошибок
БД «Русский Шекспир»
Гела Месхи
Гела Месхи в роли Гамлета

Гела Месхи [13.05.1986, Москва] — актёр театра и кино.

В детстве увлекался футболом, участвовал в театральной самодеятельности. В 2009 г. окончил Школу-студию им. Вл. И. Немировича-Данченко при МХАТ им. А. П. Чехова (курс К. А. Райкина), в Учебном театре которой сыграл в целом ряде дипломных постановок: «Валенсианские безумцы» по пьесе «Валенсианская вдова» Л. де Вега — Либерто, альгуасил и Верино, врач; «Молчание — золото» П. Кальдерона — Дон Луис, жених Леонор; «Похищение Собинянинова» П. В. Гладилина; класс-концерт «Будущие лётчики» — Конькобежец), а также «Гамлет» по У. Шекспиру — Розенкранц, Марцелл, Озрик, Вольтиманд, Актёр.

В настоящее время — актёр Московского драматического театра им. К. С. Станиславского («Троянской войны не будет» Ж. Жироду — моряк; «7 дней до потопа» братьев Пресняковых — Волчонок, а также «Ромео & Джульетта» [реж. С. Э. Алдонин] — Бенволио).

Будучи еще студентом, Гела Месхи признавался, что его роль-мечта — Гамлет[1]. В 2009 г. Ю. В. Кара приступил к съемкам фильма-адаптации «Гамлет XXI век» по трагедии У. Шекспира. На роль Гамлета претендовали несколько сотен актеров, в том числе Алексей Серебряков, Дмитрий Дюжев, Максим Матвеев, Константин Крюков. Выбор режиссера остановился Вна 23-летнем (на тот момент) Геле Месхи, для которого это был дебют в кино. Первоначально ему была предложена роль Розенкранца, но в ходе кастинга на главную роль режиссер изменил свое решение. В одном из интервью актёр вспоминал: «Юрий Кара увидел меня в спектакле, который мы ставили на курсе. Гамлета играл один американец (О. Байрон. — Б. Г.), а на мне было сразу несколько ролей — Озрик, Розенкранц, Бернардо, Марцелл… Кара вызывал всех по очереди, мне предложил сыграть Розенкранца. И только потом я узнал, что он решил попробовать меня на Гамлета. Мы пробовали новые и новые сцены. Кара был в очень больших сомнениях. А потом дал мне прочесть “Быть или не быть?”. Я сначала растерялся — ведь это у всех на слуху и столько раз звучало, что приелось! Начал читать — потихоньку, медленно, чуть ли ни шепотом. И в какой-то момент, на какую-то фразу меня это зацепило буквально до слез. А Кара тихо сказал: “Хорошо, молодец, мне понравилось. А теперь попробуй как Высоцкий…” После этого я поверил в себя. И главное — он в меня поверил»[2].

Образ Гамлета в исполнении Гелы Месхи получился неоднозначным и получил самые противоположные оценки. Возможно, дело здесь не столько в уровне мастерства начинающего и подающего надежды артиста, сколько в выбранном режиссёре неоготическом антураже. Некоторые зрители отмечали в своих блогах, что избранная концепция в той или иной степени сбивает с толку: герои фильма, словно разодетые марионетки, находятся как бы в «современном безвременье». Преодолеть это ощущение большей части аудитории довольно сложно, поскольку субкультура готов не является для них «своей» изначально.

Гамлет здесь — рефлексирующий, часто впадающий в истерику эмо-подросток, которого Гела Месхи сыграл довольно убедительно. К примеру, монолог «Быть или не быть» в переводе Б. Л. Пастернака, который актер читает обнаженным, сидя на камне в открытом море, словно во сне, ему вполне, на наш взгляд, удался. Однако по большей части из «положительных» оценок этого Гамлета называется лишь его молодость. (Приведем, к примеру, мнение пользователя интернет-ресурса «КиноПоиск» anastasiya: «…впервые Гамлета играет адекватный по возрасту актер — и энергия молодости делает текст Шекспира все же не сухой классикой и искренним чувством. Я верю этому Гамлету, который впервые в своей пока еще недолгой жизни, сидя голым на камне посреди отлива, всерьез задумывается о самоубийстве, о грехе, о страхе»[3].)

Гамлет Шекспира — это герой, который возвышается над серым большинством. Гамлет-Месхи же скорей «свой парень» для этого безустанно танцующего Эльсинора. Быть может, он чуть более умен, его речь и мысли более глубоки, но такое ощущение, что он хорошо научился говорить заученными фразами в любом контексте. Почти на всем протяжении фильма не покидает чувство, что вся ситуация разыгрывающейся трагедии временна: Гамлет пострадает, красиво порефлексирует, а потом действие дурмана (а тема наркотиков в фильме присутствует — Клавдий, посылая Розенкранца и Гильденстерна к Гамлету, дает им пакет с белым порошком) кончится и он пойдет кутить дальше.

Интересно личное мнение Гелы Месхи о содержании пьесы. Так, Гамлет для него — «жертва обстоятельств». Главный же злодей не Клавдий, а Тень отца Гамлета: «Какой отец скажет “иди убей ради меня”? <…> он всегда приходит к Гамлету и, если тот на что-то не решается, как чертенок, нашептывает: “А чего ты не решаешься? Так, значит, ты меня не любишь, да?” А сам-то Гамлет не хочет мести! Он говорит: “Отпустите меня, я уеду, живите здесь спокойно. Зачем я вам нужен?” — “Нет, останься”. Оставили бы его в покое — и все было бы нормально. Нет, им обязательно нужно влезть в его жизнь, узнать, что у него там в голове происходит. И он как марионетка. Я задумывался: в ад он потом попал или в рай? Пока не решил. Сложное это дело»[4].

Назвать эту интерпретацию значимой именно для русской культуры нельзя, поскольку Гамлет здесь лишен национальной почвы. С нашей точки зрения, если сделать профессиональный дубляж на какой-либо другой язык, убрав из фильма отрывки из классических русских переводов шекспировской трагедии, то можно получить стандартный продукт массовой культуры эпохи глобализации, который, вероятно, не привлечет к себе большого внимания.

Актёр также снялся в следующих фильмах и сериалах: «Взрослая дочь, или Тест на…» (2010) — Хулиган; фильм-спектакль «Комедианты» (2010) — Театральный режиссер; «Физика или химия» (2011) — Алекс Вайнштейн; «Таджикские страсти» (2011) — Курбеде, «Astra, я люблю тебя / Astra, I Love You» (2012) — Угонщик; «Всё просто» (2012); «Сын отца народов» (2013) — Василий Сталин.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Гела Месхи [Электронный ресурс] // Школа-студия МХАТ. URL: http://mhatschool.theatre.ru/people/alumni/2000/meskhi/ (дата обращения: 6.11.2012).

[2] Гела Месхи: Деньги деньгами, но смысл-то не в них! [Электронный ресурс] // Кампус. 2010. № 9. URL: http://www.campus-online.ru/?c=article&amp;id=179 (дата обращения: 6.11.2012).

[3] Профиль: anastasiya — Рецензия на фильм: Гамлет XXI век: Гамлет — красиво, наивно, супер [Электронный ресурс] // КиноПоиск. 11.02.2012. URL: http://www.kinopoisk.ru/user/7173/comment/1444497/ (дата обращения: 6.11.2012).

[4] Гела Месхи: Деньги деньгами, но смысл-то не в них! Указ. источник.


Лит.: Гела Месхи [Электронный ресурс] // Школа-студия МХАТ. URL: http://mhatschool.theatre.ru/people/alumni/2000/meskhi/ (дата обращения: 6.11.2012); Гела Месхи: Деньги деньгами, но смысл-то не в них! [Электронный ресурс] // Кампус. 2010. № 9. URL: http://www.campus-online.ru/?c=article&id=179 (дата обращения: 6.11.2012); Профиль: anastasiya — Рецензия на фильм: Гамлет XXI век: Гамлет — красиво, наивно, супер [Электронный ресурс] // КиноПоиск. 11.02.2012. URL: http://www.kinopoisk.ru/user/7173/comment/1444497/ (дата обращения: 6.11.2012).

Б. Н. Гайдин

Фото: Официальный сайт актёра Гелы Месхи


Статья выполнена в рамках проекта «Образ Гамлета как константа русской культуры» (РГНФ, № 11-34-00221а1).


Библиограф. описание: Гайдин Б. Н. Месхи Гела [Электронный ресурс] // Электронная энциклопедия «Мир Шекспира». URL: http://www.world-shake.ru/ru/Encyclopaedia/4369.html [архивировано в WebCite] [2012].


См. также:


Монолог «Быть или не быть» в исполнении Гелы Месхи 


Назад