RUS
ENG

ГОТШЕД Иоганн Кристоф

23 сентября 2018
Предлагаем Вашему вниманию программу и сборник аннотаций докладов XXVII Международной научной конференции «Шекспировские чтения 2018» (Москва, 24–27 сентября 2018 г.).
РГНФ
Московский гуманитарный университет
Система исправления ошибок
БД «Русский Шекспир»
Иоганн Кристоф Готшед
Иоганн Кристоф Готшед

Готшед Иоганн Кристоф [тж. Готтшед, Готчед] (нем. Johann Christoph Gottsched) [02.02.1700, Юдиттен, Пруссия (ныне Менделеево Октябрьского района Калининграда) — 12.12.1766, Лейпциг, Германия] — немецкий писатель, считается первым немецким просветителем.

Целью своей деятельности он провозгласил создание единой немецкой литературы. Главный труд Готшеда — «Опыт критической поэтики для немцев» (1730), в котором он отстаивает правила классицизма строже и педантичнее, чем Буало в «Поэтическом искусстве». Немецкой барочной традиции Готшед противопоставил требования тщательного отбора материала, простоты композиции, отсутствие противоречий в характере героя, который должен сводиться лишь к одной черте, и т. д. Эти правила он реализовал в классицистической трагедии «Умирающий Катон», впервые в немецкой литературе нарисовав образ тираноборца. В борьбе с тираном Юлием Цезарем республиканец Катон лишается войск, но не идет на сговор ни с понтийским царем Фарнаком, предлагающим военную помощь, ни с Юлием Цезарем, предлагающим Катону вместе править Римом. Проиграв решающую битву, Катон кончает жизнь самоубийством, бросившись на меч.

Готшед вместе с женой перевели на немецкий язык произведения Корнеля, Расина, Мольера. Первый немецкий просветитель внес несомненный вклад в создание единой немецкой литературы. Но его педантизм в соблюдении классицистических правил стал предметом критики со стороны швейцарцев И. Я. Бодмера и И. Я. Брейтингера, противопоставивших рационализму фантазию, эмоциональную выразительность, образность, проявивших чуждый Готшеду интерес к национальному фольклору и искусству Средневековья.

Готшеду был чужд Шекспир, нарушавший все те правила, которые он с немецкой педантичностью вывел. Поэтому эстетика Готшеда и его творчество оказались сильным аргументом противников шекспиризации, начавшей неудержимо развиваться в немецкой литературе после смерти Готшеда, ее главного тормоза.


Лит.: Гербель Н. В. Немецкие поэты в биографиях и образцах. СПб., 1877; История немецкой литературы : В 5 т. М., 1963. Т. 2; Wolf E. Gottscheds Stellung im deutschen Bildungsleben, 1895–1897; Waniek G. Gottsched und die deutsche Literatur seiner Zeit. Leipzig, 1897; Reichel E. Gottsched . Berlin : 2 Bde, 1908–1912; Reichel E. Kleines Gottsched-Wörterbuch. Berlin : Gottsched Verlag, 1902; Reichel E. Gottsched-Wörterbuch. Berlin : I В., 1909; Ball G., Brandes H., Goodman K. R. (Hrsg.) Diskurse der Aufklärung, Luise Adelgunde Victorie und Johann Christoph Gottsched, Reihe Wolfenbütteler Forschungen. Harrassowitz, Wiesbaden, 2006.

Вл. А. Луков

Изображение: Wikipedia


Назад