RUS
ENG

АКСЁНОВ Иван Александрович

22 октября 2016
19 октября 2016 г. состоялось заседание Жюри Бунинской премии под председательством Бориса Николаевича Тарасова. Председатель Попечительского совета Бунинской премии ректор университета, профессор Игорь Михайлович Ильинский вручит премии новым лауреатам на церемонии награждения лауреатов 25 октября в конференц-зале Московского гуманитарного университета. Подведены итоги конкурса, который в 2016 г. проводился в номинации «художественная публицистика».
РГНФ
Московский гуманитарный университет
Система исправления ошибок
БД «Русский Шекспир»
Иван Александрович Аксёнов
Иван Александрович Аксёнов

Аксёнов Иван Александрович [18(30).11.1884, Путивль — 3.09.1935, Москва] — русский и советский поэт и переводчик, литературный и художественный критик.

Родился в Путивле в дворянской семье, в известном военном роду. Учился в Киевском кадетском корпусе, в Николаевском военно-инженерном училище в Москве (1905 г.). Служил в инженерных войсках в Киеве (1906–1908 гг.). Поддержал солдатский бунт саперного батальона (1908 г.), после чего Аксенов был осужден, провел месяц в тюрьме и отправлен служить в Березовку (Сибирь). В ссылки Аксенов занимался литературой, публиковал стихи и рецензии. Спустя два года его перевели в Киев. Аксенов был шафером на свадьбе Анны Горенко и Николая Гумилева (25 апреля [8 мая] 1910 г.).

Аксенов зарекомендовал себя как яркий художественный критик («Врубель, Врубель и без конца Врубель», 1912 г.) — пропагандист новейших живописных течений. Познакомился в Париже с Пикассо (см. его книгу о нем: «Пикассо и окрестности». М. : Центрифуга, 1917).

Аксенов принимал участие в деятельности издательства «Центрифуга» (именно на его средства в 1917 г. там была выпущена книга Б. Пастернака «Поверх барьеров»).

Во время Первой мировой войны Аксенов находился в действующей армии, но и там писал стихи («Неуважительные основания». М. : Центрифуга, 1916), написал пьесу «Коринфяне» (1918). В 1917 г. попал в румынский плен, прошел через пытки. По возвращению из плена в 1918 г. совмещает литературную деятельность (вошёл в состав Совета Литературного отдела Наркомпроса) с высокими постами в Красной Армии (председатель комиссии по борьбе с дезертирством). В 1922 г. Аксенов возглавил Союз поэтов, увлекся театральной деятельностью, был первым ректором Государственных высших театральных мастерских (ГВЫТМ), вел курс «Английский театр», близко сотрудничал с Вс. Э. Мейерхольдом.

Кроме занятий педагогической деятельностью и оригинальным творчеством Аксенов особенно сильно увлекался английской драматургией Елизаветинской эпохи, перевел пьесы английских драматургов XVII в.: Джона Форда, Джона Вебстера, Сирила Тёрнера (тж. Карел Тёрнер — Cyril Tourneur), Бена Джонсона, Томаса Хейвуда, Джона Флетчера, Томаса Деккера). Без сомнения главным трудом его жизни можно назвать двухтомник драматургии современников Шекспира — «Елизаветинцы» (I том — 1916 г.; II том вышел уже после смерти Аксёнова в 1938 г.). В последние годы жизни опубликовал сборник статей по Шекспиру (1930), подготовил к изданию «Драматические произведения» Бена Джонсона (1931–1933). Над исследованиями английского театра Аксенов продолжал работать вплоть до своей смерти в Москве 3 сентября 1935 г.

Соч.: Аксёнов И. А. Елисаветинцы [ : Сб. переводов: Джон Форд, «Как жаль её развратницей назвать»; Джон Вебстер, «Белый дьявол»; Карел Тёрнер, «Трагедия атеиста»; Envoï: «Новелла Россэ»]. Вып. 1. М. : Центрифуга, 1916. 303 с.; его же: «Гамлет» и другие опыты, в содействие отечественной шекспирологии, в которых говорится о медвежьих травлях, о пиратских изданиях, о родовой мести, о счётных книгах мистера Генсло, о несостоятельности формального анализа, о золотой инфляции в царствование королевы Елисаветы, о тематическом анализе временной композиции, о переодевании пьес, о немецком романтизме, об огораживании земельной собственности, о жизни и смерти английского народного театра, о классовой сущности догмата, о божественном предопределении, а также о многих иных любопытных и назидательных вещах. М. : Федерация, 1930. 217 с.; его же: Бен Джонсон: Жизнь и творчество; Б. Джонсон, «Сеян» [: трагедия в 5-и действ. / перевод] // Джонсон Б. Драматические произведения : В 2 т. / Ред., вступит. ст. и примечания И. А. Аксенова, предисловие И. И. Анисимова. М. ; Л. : Academia, 1931. Т. 1. С. 21–110; 111–300; его же: Шекспир [1932] // БСЭ. М., 1933. Т. 62; его же: Трагедия о Гамлете, принце датском, и как она была сыграна актёрами Театра имени Вахтангова // Советский театр. 1932. № 9. С. 21; его же: Бен Джонсон в борьбе за театр; Джонсон Б., «Вольпона» [ : перевод] // Джонсон Б. Драматические произведения : В 2 т. [ : «Вольпона»; «Каждый по-своему» / пер. П. Соколовой; «Склад новостей» / пер. Т. Левита]. М. ; Л. : Academia, 1933. Т. 2. 696 с.; его же: Шекспир [: статьи]. Ч. 1. М. : Гослитиздат, 1937. 363 с.; его же: Елизаветинцы : Статьи и переводы [ : «Бен Джонсон: Жизнь и творчество», 1931; «Бен Джонсон в борьбе за театр», 1933; «Томас Хейвуд и Томас Деккер», 1932; «Джон Флетчер»; Т. Хейвуд, «Красотка с Запада»; Т. Деккер, «Добродетельная шлюха»: Ч. 1, 2; Дж. Флетчер, «Укрощение укротителя»]. М. : Художественная литература, 1938. 719 с.; его же: [Аксёнов И. А. : перевод ] Россе Ф. де. Из «Трагических историй»: История V: О трагической любви брата и сестры и о несчастной и печальной их кончине // Новые забавы и весёлые разговоры. Французская новелла эпохи Возрождения / Сост., вступ. ст. и коммент. А. Михайлова. М. : Правда, 1990. — ISBN 5-253-00012-7; его же: Из творческого наследия : В 2 т. [Т. 1 : Письма, изобразительное искусство, театр; Т. 2 : История литературы, теория, критика, поэзия, проза, переводы, воспоминания современников] / Составитель Н. Адаскина. М. : RA, 2008. 638+460 c. («Архив русского авангарда») — ISBN 5-902801-04-4

Лит.: Аксёнов, Иван Александрович // Русские писатели. 1800–1917. Биографический словарь. Т. 1 : А — Г. М. : Большая Российская энциклопедия, 1992. С. 41–42; Елисеев Н. Досуги библиографа // Постскриптум : Литературный журнал. 1997. № 3(8). С. 281–295. (Раздел: «Кто такой А.?») — ISBN 5-901027-06-X; Фельдман О. И. Аксёнов о форме и смысле «Великодушного рогоносца» // Театр. 1997. № 6. С. 172–174; Его же: Мейерхольдовский сб. Вып. 2 : Мейерхольд и другие / Ред.-сост. О. М. Фельдман. М. : ОГИ, 2000. — ISBN 5-900241-20-3

Н. В. Захаров


Назад