RUS
ENG

ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ Шекспира

07 октября 2014
14–18 сентября 2014 г., в год 450-летия Шекспира, в Москве прошла юбилейная XXV Международная научная конференция «Шекспировские чтения». Конференция была посвящена теме «Шекспир в русско-английском культурном диалоге» и стала самой масштабной за свою историю по числу участников из разных городов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Владимира, Казани, Калуги, Махачкалы, Нижнего Новгорода, Омска, Пензы, Рязани, Саратова, Твери, Уфы и Ярославля. Зарубежное шекспироведение было представлено учеными из Армении, Белоруссии, Великобритании, Индии, Италии, Канады, США, Украины и ЮАР. Конференция была поддержана Российским гуманитарным научным фондом (РГНФ, проект № 14-04-14012г).
РГНФ
Московский гуманитарный университет
Система исправления ошибок
БД «Русский Шекспир»

Вопрос о вероисповедании У. Шекспира, судя по постоянно появляющимся информационным сообщениям о выходе новых книг по этой проблеме, продолжает волновать умы довольно значительной части шекспироведов.

Достаточно долго большинство ученых: богословов, историков, культурологов сходилось во мнении, что одной из причин Реформации в Англии стала неспособность средневековой английской католической церкви, подчинявшейся Риму, удовлетворять духовным потребностям как высшего общества, так и простых мирян. Однако в последнее время стали появляться работы, которые дают совершенно другую картину: население, в целом, относилось к своей церкви положительно и беспрекословно отдавало пожертвование на ее нужды[1].

На самом деле предпосылки Реформации следует, как считают некоторые исследователи, искать в закулисной борьбе высших кругов власти[2]. Главной причиной, толкнувшей Генриха VIII на разрыв с Ватиканом, было его желание жениться на Анне Болейн, но для этого он должен был развестись с испанской инфантой Катериной Арагонской. Формально он должен был получить разрешение Папы Римского, но тот был категорически против, поскольку это противоречило канонам католицизма, согласно которым развод был запрещен. Отказ Папы дал Генриху VIII хороший повод для того, чтобы окончательно заполучить всю полноту власти над церковью, ее богатства и земли[3].

Таким образом в Англию пришел протестантизм, однако назвать англиканскую церковь того времени протестантской было бы неверно. Реформа коснулась главным образом лишь верхушки церковного аппарата, а религиозные догмы, обряды остались практически неизмененными вплоть до прихода на престол сына Генриха VIII Эдварда VI, за непродолжительное правление которого Англия получила право проведения службы на английском языке и свод церковных правил (требник). После его смерти в 1553 году к власти пришла дочь Катерины Арагонской Мария I Тюдор, которая отменила почти все предшествующие реформы отца и сводного брата. Единственное, чего ей не удалось, так это вернуть Церкви земли, т. к. они были уже распроданы и Парламент выступил против этой инициативы. В 1558 году она скончалась и на престоле ее сменила Елизавета, которая для Рима являлась незаконнорожденной. Так в Англии англиканство вновь обрело статус государственной религии.

В период 1530–1559 гг. Англия, по крайней мере, четыре раза пережила смену официальной религии[4]. Эта нестабильность не могла ни сказаться на жизни всего общества Туманного Альбиона. Трансформация веры из католицизма в протестантизм проходила долго и трудно и для высших церковных иерархов, и для простого крестьянина где-нибудь в Стратфорд-на-Эйвоне. В качестве основных церковных книг Англия получила Молитвенник (the Book of Common Prayer) и Тридцать Девять догматов вероисповедания (the Thirty-Nine Articles). По существу, изменилась лишь верхушка Церкви — епископы вернулись из вынужденной при Марии Тюдор Кровавой ссылки на континенте. Что же касается священников более низкого ранга, то их костяк состоял в основном из тех же, кто принял свой сан при католицизме.

Лично Елизавета вела по отношению к католикам скорей мягкую, чем жесткую политику, по крайней мере, насильно переходить в протестантизм официально никого никто не заставлял. Однако радикально настроенные приверженцы протестантизма делали все возможное, чтобы жизнь «папских фанатиков» стала как можно более сложной. К середине 80-х гг. XVI века принимать у себя католического священника считалось уже уголовно наказуемым преступлением, а исполнять его функции — государственной изменой. Причем власть отрицала в таких случаях, что люди преследовались за их религиозные убеждения, все сводилось под общий знаменатель — их поступки рассматривались как потенциальная угроза безопасности Англии и ее королевы[5]. Несмотря на это в некоторых графствах (например, Йоркшир и Ланкашир) католицизм оставался религией общины десятилетиями.

Таким образом, ситуацию в любом случае трудно назвать критической: кровавой бойни масштаба печально известной Варфоломеевской ночи в Англии не было. Хотя жертвы религиозной неприязни, безусловно, были, но гражданская война в результате раскола, тем не менее, развязана не была. Большинство католиков платило за свою веру тяжелым фунтом и отсутствием некоторых прав (например, служить в армии или на флоте), но не жизнью[6].

Открыто выступать в защиту старой веры мало кто решался. Многие с надеждой смотрели на католическую Испанию, другие — на Марию Стюарт, третьи — на саму Елизавету.

Вполне очевидно, что большая часть католиков — если это были здравомыслящие люди — соблюдали осторожность и, во всяком случае, пытались казаться лояльными к королевской власти.

После смерти Елизаветы в 1603 году корона перешла сыну Марии Стюарт, шотландскому королю Джеймсу VI (в Англии он стал именоваться Яков I), воспитанному уже в духе протестантизма. Ни надежды католиков (жена монарха Анна, дочь короля Дании Фредерика II, хотя и была воспитана в лютеранской традиции, однако существует целый ряд исторических фактов, на основании которых некоторые историки считают, что она могла исповедовать католицизм; например, ее отказ от англиканской евхаристии при коронации), ни опасения протестантов не оправдались: новый государь отличался удивительной «веротерпимостью», единственное, что его интересовало, было то, чтобы ему хранили верность. Он держался в стороне и не подпускал к себе ни убежденных пуритан, ни папистов[7]. Действительно вначале король отменил штрафы за иноверие, католики высшего сословия вновь обрели свой статус, а люди простого происхождения вздохнули свободнее. Но вскоре выяснилось, что существует планы сразу двух заговоров против королевского трона, и католики вновь оказались в положении «прокаженных», снова началась «охота на ведьм». Папские пасторы были вынуждены избегать преследования, т. к. против них были введены штрафные санкции. Ситуация еще более накаляется после раскрытия знаменитого Порохового заговора. Дискриминация католиков будет продолжаться еще более двух веков. Известно, что избирательное право было им возвращено только в 1829 году[8]. Отголоски тех религиозных распрей ощущаются до сих пор в той же Ирландии.

С культурологической точки зрения, главным интересом здесь могла бы стать попытка проследить то, как изменялось религиозное сознание англичан во времена Реформации. Существует целый ряд работ, авторы которых пишут на эту тему, используя довольно обширный материал[9].

Обратившись к творчеству одного из самых известных англичан У. Шекспира, можно также найти довольно широкое поле для исследования вопроса смены религиозных парадигм в Англии XVI века.

Cпоры о том, какую религию исповедовал Эйвонский лебедь, ведутся давно и продолжаются до сих пор. Это вполне естественно, ведь для англичан Шекспир — «их все». Для многих убежденных англикан дело чести доказать, что драматург был истинным протестантом, точно также как для католиков — обратное.

Уже сама по себе биография великого англичанина полна тайн. Еще Марк Твен заметил, что создание жизнеописания драматурга похоже на склеивание скелета динозавра из нескольких костей при помощи пластыря[10].

Выдвигали предположения, что Шекспир был даже приверженцем иудаизма[11]. Чисто гипотетически это было возможно, но только при условии, что драматург скрывал свои религиозные убеждения, т. к. на иудаизм в Англии того времени существовал запрет с момента королевского указа Эдуарда I 1290 года [12]. Только в 1656 году там было официально разрешено открыто исповедовать эту религию[13].

Большинство ученых выражают уверенность, что великий Бард был христианином. Но здесь исследователи и критики задаются вопросом, сторонником какой ветви христианства он был — римского католицизма или протестантизма (или точнее — зарождавшегося в то время англиканства)?

Вполне очевидно, что Шекспир (если не принимать во внимание «шекспировский вопрос») родился в католической семье. Известно, что он был крещен 26 апреля 1564 года. Некоторые исследователи предполагают, что будущий драматург мог обучаться в школе при ордене иезуитов, хотя точных записей такого рода в то время не велось. Принято считать, что Шекспир посещал обыкновенную грамматическую школу.

Существует свидетельство того, что в доме, где жила семья Шекспира, в XVIII веке была обнаружена религиозная литература, нехарактерная для протестантов[14]. В 1750 году была найдена запись о том, что отец драматурга Джон Шекспир был оштрафован за непосещение протестантской службы, на которую обязаны были являться члены всей общины. Приверженцы идеи, что до конца жизни Шекспир оставался папистом, приводят в доказательство примеры символов и аллегорий, которые понятны только для тех, кто, на их взгляд, знаком с католической верой. Например, в «Венецианском купце» — одинокая свеча, пасхальная луна, многократное повторение «В такую ночь» и др., символизирующие собой последний ужин Христа, Страсти Господни, Воскрешение, т. е. всю пасхальную литургию. Сторонники этой версии считают, что Шекспир умело обводил цензуру вокруг пальца, мастерски кодируя свои католические предпочтения. Шекспира, без всякого сомнения, можно назвать удачливым предпринимателем и прозорливым политиком своего времени. Можно предположить, что он как никто другой чувствовал, куда дует ветер и на чью голову может упасть Дамоклов меч.

Исследовательница К. Асквит (C. Asquith) посвятила свою книгу «Театр теней: тайные убеждения и закодированная политика У. Шекспира»[15] доказательству скрытых свидетельств того, что драматург был католиком, и даже предположила, что под противостоянием иудеев и христиан в «Венецианском купце», драматург подразумевал противоборство католиков и протестантов[16]. Однако ее тезисы были подвергнуты критике. Так, Д. Вомерсли (D. Womersley) обвинил К. Асквит в упрощении идей историков–ревизионистов (например, Э. Даффи (E. Duffy) и К. Хейга (C. Haigh)) и поставил под сомнение существование некого закодированного языка католиков, которым пользовался и Шекспир[17].

Если обратиться к одной из самой знаменитых пьес Шекспира — трагедии «Гамлет», становится понятно, что Призрак отца принца приходит к нему из Чистилища, в котором души усопших находятся на распутье между Адом и Раем[18]. Известно, что протестанты отвергают саму идею Чистилища, которая есть в католицизме[19]. Так, А. Аникст замечает, что у Горацио и Гамлета разное отношение к Призраку: если первый воспринимает его как исчадие ада и пытается убедить друга не идти с ним на контакт (т. е. рассматривает появление потусторонних сил с точки зрения протестантизма), то второй «допускает другую возможность»[20], называя его «честным духом» и предполагая, что Призрак явился из Чистилища (т. е. воспринимает это явление как католик).

Отсюда в литературной и научно-публицистической критике возникли бесконечные дебаты о том, каково же было отношение драматурга к идее того, что грешные души имеют шанс обрести царство Божие.

Существуют и целый ряд других гипотез как в том, так и в другом «лагере» шекспироведов. Например, сторонники Шекспира–протестанта доказывают, что, например, в образе Клавдия драматург изобразил лютеранина, который, хотя и раскаивается (Покаяться? Раскаянье всесильно. // Но что, когда и каяться нельзя! // Мучение! О грудь, чернее смерти! // О лужа, где, барахтаясь, душа // Все глубже вязнет! Ангелы, на помощь! (III, 3)) осознает, что все молитвы тщетны, что судьба его души уже предопределена[21].

Однако такие споры в большинстве случаев, на наш взгляд, не более чем «политическая» игра, с помощью которой представители той или иной религиозной конфессии пытаются привлечь внимание скорей к самим себе, чем к религии как таковой. Заявлять категорически о религиозных предпочтениях Шекспира не представляется возможным. Очевидно, что драматург жил в переходный период и, как и все его соотечественники эпохи Реформации, переживал время переосмысления христианской религии.

Можно бесконечно долго спорить о том, какую религию исповедовал сам У. Шекспир, насколько он был воцерквлен и религиозен, но нельзя не принимать во внимание, что все его творчество соткано из христианских аллюзий и мотивов. Даже попытки доказать, что Шекспир «опередил время» и являлся скрытым антихристианином, прекрасно обходя «подводные камни» цензуры, только подчеркивают, что христианство играет важную роль для понимания шекспировского творчества[22].

Более того, если переключить внимание с личности драматурга на его произведения, представляется необходимым изучить вопрос понимания шекспировского наследия различными религиозными конфессиями. 

Б. Н. Гайдин



ПРИМЕЧАНИЯ

[1] См., например: Shakespeare. An Oxford Guide / Edited by S. Wells and L. C. Orlin. Oxford : Oxford University Press, 2003. P. 127.

[2] См.: Ibid. P. 130.

[3] Примечательно, что в 1521 году сам Генрих VIII, которого считают отцом англиканской церкви, написал книгу под говорящим названием «Утверждение семи таинств против Мартина Лютера» (Assertio Septem Sacramentorum adversus Martinus Lutherus). За нее Папа дал ему титул «Защитник Веры» (Fidei defensor). См., например: Fidei defensor [Электронный ресурс] // Wikipedia. The Free Encyclopedia. URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Fidei_defensor (дата обращения: 5.08.2011); Генрих VIII [Электронный ресурс] // Онлайн-энциклопедия «Кругосвет». URL: http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/GENRIH_VIII.html (дата обращения: 5.08.2011).

[4] См.: Shakespeare. An Oxford Guide. P. 131.

[5] См.: Ibid. P. 135.

[6] См.: Ледер Я. Английская ночь большого огня [Электронный ресурс] // BBC Russian. URL: http://news.bbc.co.uk/hi/russian/uk/newsid_4406000/4406552.stm (дата обращения: 5.08.2011).

[7] См.: Shakespeare. An Oxford Guide. P. 137.

[8] Ледер Я. Указ. соч.

[9] См., например: Collinson P. The Elizabethan Puritan Movement. L. : Jonathan Cape, 1967; Lake P. and Questier M. The Antichrist’s Lewd Hat: Protestants, Papists and Players in Post-Reformation England. New Haven : Yale University Press, 2002; Walsham A. Providence in Early Modern England. Oxford : Oxford University Press, 1999; etc.

[10] См.: Twain M. Is Shakespeare Dead? From My Autobiography. N. Y.: Harper & Brothers, 1909. P. 40–41, 49, 101.

[11] Одним из самых известных ученых, придерживающихся этой точки зрения, является Дэвид Баш (David Basch). О его работах см.: The Hidden (Jewish) Shakespeare [Электронный ресурс] // David Basch Home Page. URL: http://www.ziplink.net/~entropy/ (дата обращения: 5.08.2011).

[12] Иудаизм в Великобритании [Электронный ресурс] // Википедия : Свободная энциклопедия. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Иудаизм_в_Великобритании (дата обращения: 14.08.2011).

[13] Шустерман С. Как Англия евреев вернула [Электронный ресурс] // Глобальный еврейский онлайн-центр. URL: http://www.jewish.ru/theme/world/2005/10/prn_news994226468.php (дата обращения: 14.08.2011).

[14] Singh A. Was Shakespeare a Catholic? (Stephen Greenblatt's Biography) [Электронный ресурс] // Lehigh University. Amardeep Singh. Scholarly Weblog. URL: http://www.lehigh.edu/~amsp/2004/09/was-shakespeare-catholic-stephen.html (дата обращения: 14.08.2011).

[15] Asquith C. Shadowplay: The Hidden Beliefs and Coded Politics of William Shakespeare. N. Y. : Public Affairs, 2005.

[16] См., например: Murphy D. Cracking Shakespeare's Catholic Code: An Interview with Clare Asquith [Электронный ресурс] // Godspy. URL: http://oldarchive.godspy.com/reviews/Cracking-Shakespeares-Code-An-interview-with-Claire-Asquith-author-of-Shadowplay.cfm.html (дата обращения: 14.08.2011).

[17] См. эссе и комментарии к нему: Womersley D. The Da Vinci Code of Shakespeare Scholarship: Shadowplay: The Hidden Beliefs and Coded Politics of William Shakespeare — Clare Asquith [Электронный ресурс] // The Social Affairs Unit. URL: http://www.socialaffairsunit.org.uk/blog/archives/000685.php (дата обращения: 14.08.2011).

[18] Не зря Гамлет упоминает имя Св. Патрика («Нет, преступленье налицо, Гораций, // Клянусь Патриком!» (I, 5). Св. Патрик — покровитель Ирландии — в католической традиции является хранителем врат Чистилища. См.: Аникст А. Трагедия Шекспира «Гамлет». М.: Просвещение, 1986. С. 141.

[19] См., например, Greenblatt S. “Remember Me” // Greenblatt S. Hamlet in Purgatory. Princeton : Princeton University Press, 2001. P. 256–257.

[20] Аникст А. Указ. соч. С. 141.

[21] См.: Grace T. Hamlet and Protestant Aural Theatre [Электронный ресурс] // Christianity and Literature. 2003. Vol. 52. URL: http://www.questia.com/googleScholar.qst?docId=5002551265 (дата обращения: 14.08.2011).

[22] На Международной научной конференции «Шекспировские чтения 2008» доклад В. Д. Николаева «Шекспир и христианство» вызвал живую дискуссию. Большинство участников конференции высказали свое несогласие с тезисом о том, что Шекспир выдвигал антицерковные идеи и не рассматривал самоубийство как грех. См.: Николаев В. Д. Шекспир и христианство // Шекспировские чтения 2008. Сб. аннотаций докладов. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2008. С. 40.


См. также:


Назад