RUS
ENG

ЕРМОЛОВА Мария Николаевна

23 апреля 2018
Приглашаем Вас принять участие в XXVII Международной научной конференции «Шекспировские чтения 2018» (г. Москва, 24–27 сентября 2018 г.). В этом году исполняется 400 лет с момента написания «Оды памяти мистера Уильяма Шекспира» (Ode in Remembrance of Shakespeare) крестником драматурга Уильямом Давенантом (1606–1668). Давенанту было тогда двенадцать лет, а со смерти Шекспира минуло два года, но любовь, выраженная в его стихах, породила непреходящее преклонение перед памятью Барда. Впоследствии Давенант сам стал известным драматургом — автором адаптаций шекспировских пьес «Мера за меру» и «Много шума из ничего», «Два знатных родича», «Буря», «Гамлет» и «Юлий Цезарь», автором либретто оперы «Макбет». Его избрали поэтом-лауреатом, как и крестного, наградили рыцарским званием — «сэром Уильямом», но, пожалуй, самое уникальное, что связывало его с великим драматургом, — легенда о том, что именно Шекспир был его родным отцом. Сам ли Давенант придумал эту историю, злые ли языки оговорили его родителей, но факт ее появления свидетельствует о раннем проявлении шекспировского мифа, напрямую связанного с возникновением «культа» писателя и дальнейшей эволюцией его литературной репутации.
РГНФ
Московский гуманитарный университет
Система исправления ошибок
БД «Русский Шекспир»
Мария Николаевна Ермолова
Мария Николаевна Ермолова
Картина кисти В. Серова

Ермолова Мария Николаевна (3(15).07.1853, Москва — 12.03.1928, Москва) — русская актриса. Народная артистка Республики (1920, первой в стране получила это звание). Герой Труда (1924).

Родилась в семье суфлера Малого театра, училась в балетном классе Московского театрального училища, с детства жила в атмосфере театра. Успех у публики в качестве трагической актрисы пришел к Ермоловой в 1870 г. после исполнения ею роли Эмилии Галотти в о. п. Лессинга.

М. Н. Ермолова прославилась в ролях пьес А. Н. Островского (Катерина в «Грозе», 1873; Василиса Мелентьева в о. п., 1876, Юлия Тугина в «Последней жертве», 1877, Лариса в «Бесприданнице», 1879; Негина в «Талантах и поклонниках», 1881; и др.).

Выдающийся трагический талант М. Н. Ермоловой, исключительные данные (глубокий контральтовый голос, мощный актерский темперамент), позволили ей создать яркие образы в шекспировском репертуаре, во многом обеспечив произведениям Шекспира одно из ведущих мест в репертуаре Малого театра. Она играла леди Анну в «Ричарде III» (1878), Офелию в «Гамлете» (1878, 1891), Гермиону в «Зимней сказке» (1887), леди Макбет в «Макбете» (1896), Волумнию в «Кориолане» (1902). Играла она и роль Бьянки в комедии Шекспира «Укрощение строптивой».

Многие спектакли с участием М. Н. Ермоловой становились значительным событием в общественной и культурной жизни страны.

М. Н. Ермолова оставила сцену в 1921 г. (последнее выступление состоялось 25.12.1921).


Лит.: Щепкина-Куперник Т. Л. О М. Н. Ермоловой. М. ; Л., 1940; Дурылин С. Н. Мария Николаевна Ермолова. 1853–1928. М., 1953; Мария Николаевна Ермолова. Письма. Из литературного наследия. Воспоминания современников. М., 1955; Ермолова // Русский драматический театр: Энц. М., 2001. С. 146–147.
 
 

Назад